Интервью заместителя руководителя УФНС России по Ростовской области И.Ю. Александровой

20 июня 2018


Интервью заместителя  руководителя УФНС России по Ростовской области И.Ю. Александровой

 

Ирина Юрьевна, прошел почти год с того момента, когда определенные группы налогоплательщиков перешли на применение онлайн касс при расчетах населения. Как Вы оцениваете использование  онлайн касс с  точек зрения налоговика, предпринимателя и покупателя.

Необходимо понимать, что сама реформа системы расчетов с использованием технологии, дающей возможность контрольно-кассовой технике в режиме онлайн передавать сведения о расчетах в налоговые органы, является неотъемлемой частью не только общей стратегии ФНС России по автоматизации налогового администрирования, но, что самое главное, он является одной из составляющих к цифровизации экономики России.

В настоящее время, вопреки мнению отдельных скептиков, – внедрение технологии перехода на онлайн-кассы в масштабах всей страны  уже стало реальностью - первый  этап реформы завершен. При этом приоритетом Федеральной налоговой службы являлось и является обеспечение максимально комфортных условий для перехода на новый порядок на всех этапах реформы.

Важной новацией реформы стал запуск кабинета ККТ на сайте ФНС России, через который можно зарегистрировать кассу за несколько минут без визита в инспекцию.  Что в  значительной степени позволило сэкономить предпринимателю  трудозатраты и время.

Новая технология передачи данных также способствует созданию равных конкурентных условий для всех налогоплательщиков, делает сферу розничной торговли и услуг более прозрачной, избавляет бизнес от лишней отчетности, а также  сокращает контрольную нагрузку со стороны налоговых органов за счет дистанционного мониторинга и риск-ориентированного подхода.

Как о первом результате, который  говорит сам за себя, по данным ФНС России, рост выручки, пробитой по кассе, увеличился в 1,5 раза, свыше 2 триллионов рублей ежемесячно пробивается новыми кассовыми аппаратами.

Одним из главных признаков успешности функционирования новой технологии является то, что данные успешно собираются, а то, что мы уже ведем их обработку и получаем на их основе полезную информацию.

Также применение онлайн касс позволяет осуществлять контроль в сфере защиты прав потребителей. Например, при продаже бытовой техники гарантировать исполнение гарантийных обязательств или вернуть товар. Эти цели взаимосвязаны, так как защита интересов государства на самом деле есть защита законных интересов бизнеса и граждан.

 

А напомните нашим читателям, сколько налогоплательщиков Ростовской области стали участниками первого этапа реформы?

7 тысяч 700  хозяйствующих субъектов установили и успешно используют свыше 22 тысяч новых онлайн касс. Из них электронным сервисом –Личный кабинет воспользовалось 7 тысяч 300 налогоплательщик, или 95% от общего количества налогоплательщиков, зарегистрировавших онлайн ККТ.

 

Какие категории налогоплательщиков должны перейти на новый порядок применения ККТ в текущем году?

Новый порядок применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт вводится поэтапно. Как все  уже знают,  Федеральным законом № 337-ФЗ 27.11.2017 продлен срок перехода на новую систему расчетов налогоплательщикам второго этапа до 01.07.2019г. за исключением организаций осуществляющих торговую деятельность и  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность с привлечением наемных работников.

В частности, организации на ЕНВД осуществляющие деятельность  в сфере розничной торговли и общественного питания и индивидуальные предприниматели на ЕНВД и применяющие патентную систему налогообложения,  осуществляющие деятельность  в сфере розничной торговли и общественного питания с привлечением наемных работников перейдут на новую систему расчетов по общему сроку – до  1 июля 2018 года, оставшаяся категория налогоплательщиков с 1 июля 2019 года.

При этом для индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере торговли и общественного питания, уплачивающих ЕНВД либо применяющих патентную систему налогообложения и имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры на дату регистрации ККТ, предусмотрена возможность уменьшения суммы соответствующего налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр ККТ. Необходимо обратить внимание, что уменьшение сумм налога для вышеуказанных групп налогоплательщиков, предусмотрено только при условии регистрации ККТ до 1 июля 2018 года.

В случае заключения индивидуальным предпринимателем трудового договора с работником возникает обязанность в течение 30 календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать контрольно-кассовую технику.

 

То есть получается, что все  предприниматели,  торгующие на рынках и имеющие наемных работников должны иметь новые кассовые аппараты?

Не совсем так. Здесь нужно понимать, что торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, является одним из видов льготной деятельности.

Однако льгота не затрагивает находящиеся в этих местах торговли магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, помещения контейнерного типа и другие, аналогично обустроенные и обеспечивающие показ и сохранность товара, торговые места, а также открытые прилавки внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. Кроме того, при торговле на рынках определенным ассортиментом непродовольственных товаров, которые указаны в  перечне, утвержденном специальным распоряжением Правительства Российской Федерации, предпринимателям также придется применять кассы. 

Помимо рынков, организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения касс при осуществлении разносной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом).

 

А есть уже промежуточные итоги второго этапа?

На данный момент налогоплательщиками ЕНВД, осуществляющими деятельность на территории Ростовской области, уже зарегистрировано 5 тысяч 700  единиц новой контрольно-кассовой техники. При этом в ходе второго  этапа реформы в Ростовской области к 1 июля 2018 года 14,9 тысяч налогоплательщиков должны зарегистрировать 23,5 тысяч касс. При этом  на индивидуальных предпринимателей приходится 75% кассовых аппаратов, по которым они, воспользовавшись своим правом, получат  налоговый вычет.

 

Внедрение и функционирование онлайн касс сопряжено с необходимость использования Интернет. А в Ростовской области еще остаются территории, где отсутствует покрытие Интернета. Как быть налогоплательщикам в этом случае?

Постановлением Губернатора  Ростовской области от 02 .02.2017 №50 утвержден перечень территорий Ростовской области, где разрешено применение контрольно-кассовой техники организациями и предпринимателями без передачи фискальных документов в электронной форме налоговым органам.

 В перечень включено более двух тысяч населенных пунктов Дона – хуторов и поселков численностью менее 10 тысяч человек.

Налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность в удалённых от связи местностях, могут воспользоваться правом применять ККТ в автономном режиме, то есть без обязательного заключения договоров с операторами фискальных данных и передачи онлайн данных о расчётах в налоговый орган. При этом другие обязанности, установленные федеральным законом № 54 ФЗ, они должны исполнять в общеустановленном порядке.

Использование контрольно-кассовой техники без обязательной передачи электронных документов в налоговые органы позволит сократить дополнительные расходы сельским предпринимателям. Список территорий размещен на областном портале правовой информации  pravo.donland.ru и официальном сайте правительства области.

 

Что грозит нарушителям требований Закона?

Система штрафов, предусмотренная новым законом, очень гибкая и предполагает различный состав правонарушений. Так, в случае нарушения нового порядка применения контрольно-кассовой техники установлен фиксированный диапазон штрафов. Так, для юридических лиц – от пяти до десяти тысяч рублей, а для индивидуальных предпринимателей от полутора до трех тысяч рублей. 

А в случае неприменения кассового аппарата предусмотрен штраф, пропорциональный  непробитой сумме, например, для юридических лиц – от трех четвертых до одного размера, что обеспечивает справедливый подход.

Хотелось бы отметить, что закон предусматривает освобождение от ответственности предпринимателя, если он добровольно заявит о допущенном им нарушении и исправит такое нарушении.

 

Ирина Юрьевна, давайте еще раз коротко обозначим преимущества перехода на новый порядок работы с ККТ и сроки перехода?

 Самое главное преимущество новой технологии - это бесконтактная система администрирования кассовой техники, что максимально исключает необходимость посещения налоговых инспекций и значительно экономит время и трудозатраты.

При этом налогоплательщики получат возможность в режиме реального времени (online) следить за своими оборотами, что позволяет лучше контролировать свой бизнес. Не маловажным является и создание условий для формирования честной конкурентной бизнес-среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.

Покупателям (населению) новая технология дает дополнительную защиту своих прав, за счет возможности получения электронного чека у оператора фискальных данных или в своей электронной почте, а также позволяет самостоятельно проверить легальность выданного кассового чека через бесплатное мобильное приложение.

По закону с 1 июля 2018 года торговля на системах ЕНВД и патенты с наемными работниками, а также общепит с наемными работниками должны уже работать с новыми онлайн кассами.

 

Вы упомянули мобильное приложение для покупателей. Расскажите нашим читателям о нем подробнее.

Действительно, в связи с тем, что информация о расчетах становится доступной для пользователя ККТ, налоговых органов и покупателя, стала очевидной необходимость разработки ряда программных продуктов, в том числе для мобильных устройств.

Одним из них стало мобильное приложение покупателя, которое разработано для проверки кассовых чеков.Оно позволяет покупателю проверить чек ККТ (корректность отражения в нем информации о расчете и факт передачи его в налоговый орган), а затем по своему усмотрению распорядиться им, например, сохранить для собственных нужд или переслать в налоговый орган, если выявлены какие-либо нарушения.

В приложении есть функционал по формированию и считыванию QR-кодов. Это двухмерные цифровые коды, которые распознаются простыми техническими средствами практически любого мобильного устройства с соответствующим программным обеспечением. В QR-коде, например, могут содержаться данные о номере телефона или адресе электронной почты. Если QR-код печатается на чеке ККТ, то в него «помещается» основная информация о расчетах (кто осуществил расчет, его сумма и дата, сведения о фискальном признаке, которым подписан чек). Такое решение позволяет сделать процедуру проверки чека простой и быстрой.

Поскольку у покупателя появляется возможность получать чек в электронном виде, в приложении предусмотрена функция перевода e-mail или номера мобильного телефона покупателя в QR-код. Так, покупатель может показать на экране мобильного телефона (страничка «Моя визитная карточка» приложения) открытый QR-код, который кассир считает сканером. В результате продавец автоматически получает сведения о том, на какой адрес отправить покупателю чек в электронном виде. То есть на кассе не потребуется диктовать свой e-mail, он будет считан с экрана мобильного телефона и сразу же поступит в ККТ для передачи чека в электронном виде покупателю.

 

Дата создания: 20-06-2018
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.